23 октября 2024 года в рамках Международной конференции «Взаимодействие вузов и работодателей в новых условиях рынка труда», проходящего в Сочи, состоялась панельная дискуссия «ИИ в образовании». В качестве одного из спикеров выступил партнер практики государственного управления и институтов развития Александр Ангеловский с докладом о вызовах и перспективах развития высшего образования в России в эпоху распространения генеративного искусственного интеллекта.
Генеративный искусственный интеллект – направление в области ИИ, которое фокусируется на создании нового уникального контента, сходного по структуре и характеристиками с тем, на которых была обучена модель. Генеративные модели способны самостоятельно генерировать текст, изображения, аудио, видео и другие форматы данных. Наиболее распространенной в мире генеративной моделью в настоящее время является ChatGPT от американской некоммерческой организации OpenAI, среди российских решений лидируют YandexGPT и GigaChat (разработка Сбера). Недавно новая модель от OpenAI – o1 – набрала 120 баллов в авторитетном IQ-тест от Mensa, тем самым существенно опередив все предыдущие модели и 90% населения Земли.
«Революция» GenAI уже сильно изменила ландшафт высшего образования благодаря студентам, которые активно используют генеративные модели для следующих задач:
- ускоренный доступ к информации;
- персонализированная помощь в учебе, ответы на конкретные вопросы;
- решение конкретных тестов/ задач с объяснением;
- генерация идей, структурирование аргументов, решение проблемы «белого листа».
- ускоренный доступ к информации;
- персонализированная помощь в учебе, ответы на конкретные вопросы;
- решение конкретных тестов/ задач с объяснением;
- генерация идей, структурирование аргументов, решение проблемы «белого листа».
Отношение к применению студентами генеративных моделей для упрощения образовательного процесса в целом меняется от полного неприятия к компромиссному, хотя и сильно варьируется от вуза к вузу. Становятся очевидными долгосрочные последствия: из-за того, что большинство образовательных курсов с легкостью проходятся при помощи новых моделей GenAI, снижается относительная конкурентоспособность выпускников высшего образования на рынке труда.
Единственный выход – одновременно обучать студентов эффективно использовать GenAI и обеспечивать конкурентоспособность естественного интеллекта по отношению к искусственному. Для этого человек должен обладать по-настоящему гибким мышлением, уметь задавать правильные вопросы и формулировать гипотезы – с этим нейросетевые модели пока что плохо справляются.